В любой экстренной ситуации звоните по номеру: 112
Безопасность учеников
Горячая линия "Ребёнок в опасности"
123, +7 (922) 828-76-02
Управление МВД России по Оренбургской области
102, 8 (3532) 79-02-03
МЧС
112
ГИБДД
102, 8 (35352) 6-61-13
ДПС ГИБДД
102
Всеми давно признано истинным утверждение, что время получения школьного образования должно являться для ребенка одновременно и школой жизни. Поэтому, кроме обучения основам наук, на общеобразовательные заведения сегодня возлагается множество иных задач, в том числе и освоение детьми основных правил безопасного поведения. Начинать обучение им необходимо с разговора про безопасное поведение в школе.
В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.
Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей.
Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.
Образовательное учреждение (школа, колледж, ВУЗ и т.п.) является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.
1. Взлом аккаунта
Если не защищать аккаунты, злоумышленники могут взломать их и использовать личную информацию. Например, шантажировать ребёнка фотографиями, фактами из переписки или рассылать от его лица просьбы о помощи или спам. А кража игрового аккаунта может стать ударом для подростков, увлечённых киберспортом.
2. Сбор личной информации
Если не защищать аккаунты, злоумышленники могут взломать их и использовать личную информацию. Например, шантажировать ребёнка фотографиями, фактами из переписки или рассылать от его лица просьбы о помощи или спам. А кража игрового аккаунта может стать ударом для подростков, увлечённых киберспортом.
3. Фишинг — использование поддельных ссылок
Мошенники могут использовать доверчивость детей и вынудить их перейти по фишинговым ссылкам на сообщения с информацией о выигрыше, выгодном предложении и т. д. Злоумышленники создают поддельные сайты, чтобы похищать логины, пароли, платёжные данные. Также при переходе по фишинговой ссылке может загрузиться программа, которая заразит компьютер или гаджет вирусом.
4. Кибербуллинг — травля в интернете
В цифровом пространстве дети могут подвергаться травле. Обидчик может быть анонимным, поэтому его сложно вычислить. Кроме того, виртуальные издевательства происходят в личной переписке и родители могут не узнать, что ребёнка преследуют. Последствия кибербуллинга для детей сравнимы с реальной травлей: негативные эмоции, депрессия, проблемы с учёбой.
Что делать родителям?
1. Расскажите о правилах защиты аккаунтов
Прежде всего — это надёжный пароль. Он должен состоять не менее чем из 12 знаков, включать строчные и заглавные буквы, цифры и специальные символы. Легко запомнить фразу, связанную с жизненной ситуацией, и превратить её в надёжный пароль, например «Я_люблю_лето_2022!»
Для каждого аккаунта нужно использовать разные пароли, желательно менять их раз в полгода. Порекомендуйте ребёнку использовать двухфакторную аутентификацию, например ввод пароля и код доступа на телефон. Злоумышленник, сумевший добыть чужой пароль, не сможет попасть в аккаунт без одноразового кода из смс
2. Поговорите о важности настроек приватности
Вряд ли дети согласятся полностью закрыть свою страницу от всех, кроме друзей, однако можно ограничить возможности других пользователей. Например, запретить посторонним присылать сообщения, комментировать посты и фотографии. Также можно настроить видимость постов: слишком личные оставить видимыми для друзей или только некоторых из них. Объясните ребёнку, что он может блокировать пользователей, которые угрожают ему, оскорбляют или обижают.
3. Расскажите, что можно и что нельзя публиковать в соцсетях
Не следует постить фото дорогих вещей, техники в квартире, тем более с геометками. Такие фото лучше оставить для личной коллекции. Даже если они были отправлены в сообщениях, такие фото могут стать предметом шантажа. Кроме того, нельзя публиковать фото документов, билетов на концерт и другую конфиденциальную информацию. Всё это не стоит хранить даже в закрытых постах или альбомах, потому что в случае взлома аккаунта или самого сервиса данные окажутся в руках мошенников.
Организация безопасности во время каникул
В целях профилактики преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, МВД России подготовлены тематические видеоролики, которые можно посмотреть по ссылкам:
- Инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;
- Инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;
- Проведение осмотров территории и помещений;
- Организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;
- Организацию пропускного режима;
- Организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения;
- Информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
- Проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;
- Плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);
- Проведение тренировок по антитеррористической деятельности.
Документ по антитеррористической защищенности
В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.
В этом документе:
- есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
- представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
- отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
- есть оценка возможных последствий теракта.
Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.
За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:
- Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
- Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.
- Составить паспорт антитеррористической защищенности.
- Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
- Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
- Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
- Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.
Деятельность комиссии
Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.
В комплекс предупредительных мер входят:
- ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
- тщательный контроль за подбором кадров;
- обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
- инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
- попытка проникновения в школу посторонних людей;
- стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
- ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
- изучение подсобных помещений посторонними людьми;
- прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
- выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Работа с учащимися
Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:
- трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
- брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
- нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Организация безопасности в праздничные дни
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
- проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
- усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
- дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
- ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
- контроль за работой охранников;
- своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.
Формы работы с детьми
Проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни.
- Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания (огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее).
- Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания школы в автоматическом режиме.
Общие требования пожарной безопасности
- Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.
- Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки.
- Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.
- Если пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий досмотр и уход.
Запрещается
- хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
- использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы;
- устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности;
- снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
- проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода);
- размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;
- проводить уборку помещений и чистку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших коммуникаций, транспортирующих или содержащих в себе горючие вещества и материалы, с применением открытого огня (костры, газовые горелки, паяльные лампы, примусы, факелы, свечи);
- закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы; - устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) для организации рабочих мест антресоли, конторки и другие встроенные помещения с ограждающими конструкциями из горючих материалов;
- размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров;
- эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
- проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности.
Действия при возникновении пожара
- При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику школы, соблюдать.
- При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.
- Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по школе и действовать согласно указаниям сотрудников школы.
- По команде учителя (преподавателя) школы эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком и планом эвакуации. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.
- Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения.
- Нельзя прятаться во время пожара под парту, в шкаф: от огня и дыма спрятаться невозможно.
- При выходе из здания школы находиться в месте, указанном учителем.
- Учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.
- Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) обучающиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить учителю.
Безопасности формула есть: надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, а где надо – на помощь позвать. Безопасность – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни – он учится правильно существовать в огромном мире, познавая его, избегать опасностей, а не провоцировать их. Мы хотим обратить внимание наших обучающихся и их родителей на безопасное поведение на проезжей части в зимний период. Берегите себя!
Проезжая часть – это место, где очень часто возникают экстремальные ситуации. Большое количество различных видов транспортных средств, представляет собой серьезную опасность для маленьких участников дорожного движения, которым на пути из дома в школу и обратно, приходится преодолевать большое количество препятствий в виде проезжих дорог, пешеходных переходов, как оснащенных светофорами, так и с отсутствием таковых. Поэтому очень важно проводить с детьми профилактические беседы о правилах поведения на дороге с целью предупреждения возникновения дорожно-транспортных происшествий, сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения. Для достижения этой цели необходимо рассказать и разъяснить ребенку основные правила поведения на дороге:
- ходить по улицам можно только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать встречному потоку пешеходов, если же тротуара нет, то нужно идти по обочине навстречу движению автомобилей;
- переходить дорогу с одной стороны улицы на другую нужно в специально отведенном для этого месте (пешеходном переходе), которое обозначено специальной разметкой, если пешеходный переход оборудован светофором, то следует четко следовать его сигналам;
- прежде чем переходить дорогу нужно посмотреть по сторонам и убедиться, что это безопасно;
- находясь на проезжей части, никогда не нужно спешить – переходите дорогу спокойно, размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок, пытаясь сократить путь;
- никогда нельзя играть у дороги, даже если она расположена рядом с домом.
Улица полна неожиданностей и соблюдение этих правил поможет снизить риск возникновения опасных ситуаций на дорогах.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в школе разработан план общешкольных мероприятий по профилактике и предупреждению ДТП:
- Оформлен школьный стенд по правилам дорожного движения.
- Для каждого обучающегося составлены индивидуальные схемы маршрута (маршрутные листы) из дома в школу и из школы домой, которые вклеены в дневники обучающихся.
- Со всеми обучающимися классными руководителями проведены вводные инструктажи (под подпись в специальном журнале).
Травматизм является серьезной проблемой , оказывающей наибольшее воздействие на детей. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.
При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение детсвкого травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.
Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.
Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.
Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.
Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:
1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).
2. Коллектив (школа, детское учреждение).
3. Семья. Непосредственно личность.
Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
- формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
- разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
- воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.
Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.